Европейские лидеры думали, что экономическое развитие России сделает эту страну более европейской. Больше они так не думают
Критика написанной в чрезмерно мягких формулировках резолюции ЕС по российско-грузинскому конфликту (Евросоюз потребовал от России вывести войска из Грузии, но конкретных последствий невыполнения этого требования не указал) оказалась столь же яростна, сколь и предсказуема. "Европа будет и дальше сосать у нас нефть и газ" - с таким издевательским заголовком вышел московский таблоид "Твой день". Западные комментаторы проводят аналогию между посылом европейской резолюции и пародией Робина Уильямса на безоружных британских полицейских: "Стоять! Не то... еще раз повторю!".
В очередной раз со всей мучительной очевидностью проявилась неспособность Европы придерживаться единого курса во внешней политике. Единственная мера, о которой смогли договориться на экстренном саммите в Брюсселе лидеры 27 европейских стран, - это приостановка переговоров по гипотетическому соглашению "Россия-ЕС", регулирующему вопросы вроде порядка выдачи коммерческих виз. Весьма символично, если учесть, что эти переговоры и так заглохли больше года назад. Однако еще интереснее было наблюдать, насколько сильно собравшиеся на заседание члены Евросоюза походили на самих себя на предыдущем экстренном саммите ЕС 2003 года, когда из-за раскола по вопросу о войне в Ираке разразился самый глубокий внешнеполитический кризис в истории Евросоюза. На этот раз они единогласно решили, что существует красная линия, которую Россия, вторгшись в Грузию и в одностороннем порядке провозгласив независимость двух ее регионов, перешла.
Больше того, отсутствие жесткой реакции говорит не столько о разобщенности, сколько о хладнокровном реализме. "В краткосрочной перспективе у Европы практически нет рычагов воздействия", - считает эксперт германского Совета по международным отношениям Ян Техау. Воевать с ядерной державой из-за Грузии? Забудьте. Торговые санкции болезненно ударили бы по самой Европе - 25% потребляемых ее гражданами нефти и газа приходятся на российские поставки, а для ее компаний Россия является крупным источником инвестиций. С учетом российских фобий по поводу западных заговоров и окружения, можно сказать, что угрозы, скорее всего, привели бы к ужесточению политики России. Даже если бы Европа и захотела избрать более жесткий курс, говорит Техау, на сегодняшний день еще даже не начата реализация мер, которые сделали бы возможным существование с более агрессивной Россией. До недавнего времени Европа предпочитала жить с уютной концепцией, что экономическая интеграция России поставит ее в один ряд со склонной к использованию "мягкой силы" и компромиссным решениям постконфликтной Европой.
Российско-грузинская война разрушила эту иллюзию. "Грузинские события показывают, что вооруженный конфликт в Европе не так уж маловероятен, как казалось в совсем недавнем прошлом", - говорит Клаус Райнхардт, генерал Бундесвера в отставке и бывший командующий силами НАТО. Истинный показатель решимости Европы в том, как она намеревается поступать с подобными угрозами в будущем. Для начала нужно бы задаться неприятным вопросом о том, какова будет реакция Евросоюза, если в опасности окажется один из его членов. В некоторых странах ЕС (в том числе в Эстонии и Латвии) сложились крупные русские меньшинства, представителей которых Москва, как сказал две недели назад президент России Дмитрий Медведев, имеет право "защищать". Кроме того, следовало бы перейти от слов к делу в том, что касается сокращения растущей зависимости Европы от российских энергоносителей: начать поиск новых поставщиков, строить новые трубопроводы, внедрять альтернативные виды топлива и ядерную энергетику, - и всерьез заняться формированием европейского энергетического рынка, в рамках которого России станет сложнее сталкивать между собой страны Европы. И хорошо бы наконец всерьез заняться разрешением замороженных конфликтов - не исключено, что Москва попытается сыграть, например, на армянской или молдавской ситуации.
Все это возможно при условии, что Евросоюзу удастся найти в себе волю. Несмотря на челночную дипломатию бундесканцлера Ангелы Меркель, благодаря которой на прошлой неделе удалось обеспечить единство блока, слабым звеном может оказаться именно Германия. Эта страна традиционно выстраивает отношения с Россией довольно специфическим образом, а в народе бытует тенденция за любые неприятности с Россией винить Америку (и ее коварных союзников вроде Грузии или Польши). В последние несколько недель российские дипломаты и лоббисты, включая бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера, похоже, перешли в пропагандистское наступление, чтобы создать в обществе сопротивление жесткой реакции Евросоюза. Наметившийся раскол между пророссийскими социал-демократами и более радикально настроенными христианскими демократами Меркель, кроме всего прочего, грозит сделать политику в отношении России одним из элементов предстоящей в следующем году избирательной кампании.
Впрочем, до сих пор действия России привели лишь к незначительному сплочению Европы. Лидеры ЕС, похоже, очень хотят избежать скандалов, которые не позволили им прийти к единой позиции по иракскому вопросу - или, если уж на то пошло, по бывшей Югославии - еще одной конфликтной зоне, из-за которой в 1990-х разбились вдребезги бытовавшие в Европе иллюзии, будто она является сверхдержавой, основанной на "мягкой силе". Теперь, похоже, политики все больше и больше склоняются к мысли, что в будущем Россия станет еще более неудобным соседом. Стимулирует ли это Евросоюз к выработке единой стратегии и действенного внешнеполитического курса, время покажет.
|