Автор: Андрей Кондрашов
Вопреки санкциями и политическим играм на европейском энергетическом рынке "Газпром" ставит рекорд за рекордом. Впервые в истории суточная загрузка транспортных мощностей для летнего экспорта в страны дальнего зарубежья подскочила до небывалой цифры — 635 миллионов кубов. Такие цифры, скорее, напоминают о пиковых периодах зимнего сезона.
"Газпром" максимально задействует экспортные маршруты. Газопроводы "Северный поток", "Ямал – Европа" и "Голубой поток" работают на полную мощность — все, кроме украинского. Европа выходит из рецессии и нуждается в дешевых энергоносителях, которые пока может обеспечить только Россия как крупнейший поставщик голубого топлива в Европу за последние 40 лет.
Чтобы удержать низкую цену и высокую надежность поставок, "Газпром" подстраховался заранее. Магистральный "Северный поток" по дну Балтики напрямую связал Россию и Германию, минуя транзитные государства, прежде всего, Украину и Польшу, которые немало зарабатывали на конечном потребителе. "Северный поток-2" увеличит мощность вдвое. Транснациональный "Ямал – Европа", проходящий через Россию, Белоруссию, Польшу и Германию, повышает гибкость поставок в Западной Европе. "Голубой поток" дает возможность прямого экспорта в Турцию. А проект "Турецкий поток", который строится через Черное море до европейской части Турции и далее к границе с Грецией, позволит насытить голубым топливом и страны Южной и Юго-Восточной Европы. Все это и называется рыночной экономикой, которую так пестует на словах Вашингтон. И вот недавно мы увидели чудеса экономики — какой угодно, но не рыночной.
Через полмира — из американского Балтимора — на Украину отплыл танкер с американским антрацитом. Цена — вдвое выше российского угля и втрое — донбасского. Назло Москве Киев готов и замерзнуть, и разориться. Еще дороже такие "политические энергоносители" обошлись Литве.
В Клайпеде встретили первый танкер со сжиженным газом из США — 140 тысяч кубометров. Цену власти назвать отказались, видимо, чтобы не смеялись соседи. Но экспертам она известна — за тысячу кубометров примерно на 70-80 долларов дороже российского газа. Вся экономическая бессмысленность основана, разумеется, на политике. Какова американская политэкономия для Европы?
Дарья Григорова
Плавучий терминал сжиженного газа Independence – "Независимость", которую Литва берет в аренду. Суднохранилище находится в порту Клайпеды, совсем рядом — Куршская коса, и до российской территории, Калининградской области, здесь считаные километры. И сжиженный газ, откуда его ни вези, все равно будет дороже российского. Но именно в порт Клайпеды прибыл первый груз СПГ из Соединенных Штатов.
Обещанного три года ждали — терминал был запущен еще в 2014 году, а судно из США пришло в Клайпеду только сейчас. Танкер "Чистый океан" под флагом Маршалловых островов доставил 140 тысяч кубометров газа из Мексиканского залива. Такая поставка называется "спотовой", то есть одноразовой. А чтобы обеспечить одну только Литву, нужно 36 таких судов. Но в прессе все однозначно: вот она, победа!
В плане по замещению российского трубопроводного газа на американский сжиженный сделан первый шаг. Да и регион выбран не случайно, где в энергетической стратегии здравый смысл совсем не на первом месте. Например, за аренду терминала "Независимость" в год Литва платит около 50 миллионов долларов, а хранит в нем лишь немного норвежского газа, а теперь еще и американский. Но желающих его покупать практически нет.
"В принудительном порядке закупается газ с терминала. Ни один эксперт не скрывает, что терминал сжиженного газа в Литве — это был политический, а не экономический проект, потому что с экономической точки зрения он вызывает вопросы", — отметил политолог Вадим Воловой.
Предполагалось, что газ с терминала будут покупать и соседи, но Латвию и Эстонию щедрое предложение не заинтересовало. В итоге терминал работает в убыток.
"Это все рано как если бы Россия объявила новый маршрут перелетов Москва — Калининград через Нью-Йорк. Можно же летать, экзотично. Вопрос цены. То же самое и российский газ в среднем за тысячу кубометров обходится в 170 долларов. А американский газ — я консультировался с экспертами — будет на 40-50% дороже", — рассказал экономист Жан Лопета.
Следом за вице-президентом США Майклом Пенсома в турне по странам Балтии отправляется президент Германии Франк Вальтер Штайнмайер. В Германии болезненно восприняли новый пакет американских санкций, направленных против проекта "Северный поток-2".
В польский порт Свиноустье тоже прибыл танкер с американским газом. Но после нескольких дней эйфории в прессе журналисты подсчитали: СПГ обойдется дороже, чем российский трубопроводный на 50 долларов с каждой тысячи кубических метров.
"Это не объяснить никакими экономическими факторам. Это чисто политический интерес. Америка ясно дала понять: газ будете покупать у нас", — считает Жан Лопета.
С начала работы завода в Мексиканском заливе в штате Луизиана было экспортировано чуть более 12 миллиардов кубометров газа. Из этого объема всего лишь полтора миллиарда попало на рынок Европы и Турции. Капля в море, меньше 1% от общей европейской потребности. Аналогичный объем российский "Газпром" поставляет в Европу за три дня.
"Американский газ не является конкурентоспособным. С теми ценами, которые установлены в ЕЭС, он не может конкурировать напрямую с другими поставщиками. Экономического и смысла с точки зрения энергетической безопасности в этом нет. Я думаю, что здесь имеет место некое желание освоить европейские фонды под песни о том, чтобы интегрировать этот регион в единую систему", — сказал Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности.
Но планы США по переделу энергетического рынка Европы включают не только газ. В торжественной обстановке из Балтимора в Одессу отправился груз угля. На Украине эту сделку называют подарком Дональду Трампу.
Разумеется, за американское твердое топливо, которое так греет душу украинским политикам, платят по завышенным ценам — в общей сложности 80 миллионов долларов за 700 тысяч тонн. Неизвестно, хватит ли у Киева денег на весь отопительный сезон, но такой вопрос задавать не принято.
Официальное мнение Москвы по поводу поставок сжиженного природного газа из США в Европу Владимир Путин уже высказал. Точнее продемонстрировал полное спокойствие.
В ходе одного из выступлений на саммите "Большой двадцатки" в Гамбурге президент России отметил, что наша страна поддерживает открытую и честную конкуренцию на европейском газовом рынке. Соперничество между разными поставщиками пойдет на пользу и продавцам, и покупателям, сказал Владимир Путин.
"Нас это вполне устраивает. Если будет открытая и честная конкуренция, не ангажированная политикой и без использования каких-то политических ресурсов, то нас это вполне устраивает. Потому что на сегодняшний день — это совершенно очевидный факт, любой специалист вам это скажет — себестоимость производства и доставки сжиженного природного газа из Соединенных Штатов гораздо выше, чем наш СПГ. Это несопоставимо по стоимости с трубным российским природным газом. И у нас нет никаких сомнений в том, что у нас есть абсолютные конкурентные преимущества. А чтобы они сохранились, наши участники рынка должны активно работать и сохранить за собой эти конкурентные преимущества", — подчеркнул глава российского государства.
Позиции, которую президент России озвучил в июле 2017-го, Москва на самом деле придерживается последовательно и очень давно. Примерно о том же Владимир Путин говорил еще в сентябре 2005-го. Тогда в ходе переговоров с канцлером Германии Шредером российский лидер пояснил, что, строя новые трубопроводы, Москва заботится в том числе и об интересах конечного потребителя. Из цепочки исключаются транзитные страны. Благодаря этому топливо становится дешевле, и снижаются политические риски.
Занять такую позицию России пришлось после того, как ее европейские партнеры по газовому бизнесу сорвали договоренность о создании газового консорциума. Оставшись в одиночестве, Россия уже тогда решила полагаться исключительно на свои силы — это и объяснял президент нашей страны европейцам очень образно. Обратите внимание, 12 лет назад! Тогда эти слова разошлись цитатами по всему миру.
"У нас есть такая детская загадка: "А" и "Б "сидели на трубе. "А" упала, "Б" пропала, что осталось на трубе?" Я попробую это дословно перевести на немецкий. Я хочу этим сказать, что мы никого не выдавливаем из наших энергетических дел в Европе. Мы с огромным уважением относимся и к экономическим интересам наших партнеров, стран-транзитеров, и к их геополитическому положению, полагая, что они играли, должны и будут играть значимую роль в энергетическом диалоге в Европе. Но мы оставляем и за собой право защищать наши интересы", — подчеркнул тогда Путин.
Правильность выбора для России теперь подтвердило время — по новым трубопроводам, которые построила наша страна за минувшие годы, газ поступает напрямую потребителям. Стратегическая цель — к 2019-му году после ввода в строй "Турецкого потока" отказаться от украинского транзита и свести к нулю риски, связанные с этой крайне нестабильной территорией. В том, что российское топливо будет в Европе востребовано, сомнений нет. Так что рекорды этой недели по суточной загрузке трубопроводов "Газпром" может обновить неоднократно.
|