Освоение российского континентального шельфа на ближайшую перспективу рассматривается в качестве одной из стратегических задач, решение которой обусловлено падающими объемами добычи углеводородов и истощением месторождений суши.
Первые лица государства неоднократно заявляли о том, что использование ресурсов континентального шельфа, содержащего около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире, — залог энергобезопасности России. Несмотря на это, разработка морских месторождений нефти и газа сопряжена со значительными рисками для инвесторов.
Во-первых, необходимо принимать во внимание крайне низкую геологическую изученность шельфа, суровые климатические условия, высокую капиталоемкость проектов и сложную логистическую схему доставки углеводородов до конечных потребителей, особенно в российском секторе Арктики, где сосредоточены основные запасы углеводородного сырья. Во-вторых, следует отметить неопределенность действующего законодательства и наличие ограничений на привлечение к разработке морских шельфовых месторождений в качестве операторов иностранных компаний и негосударственных компаний, обладающих современными технологиями и дополнительными финансовыми ресурсами. И, наконец, в-третьих, в рамках действующей фискальной системы практически все шельфовые проекты убыточны и не обеспечивают инвесторам достижение целевых показателей внутренней нормы доходности.
К примеру, на текущий момент действующее законодательство в принципе не предусматривает возможность таможенного оформления убытия углеводородов на экспорт непосредственно с добывающих платформ. По этой причине суда для нефти или газоперевозки будут вынуждены совершать заход в российский порт, в котором размещен уполномоченный таможенный пост. Так, в случае с одним из наших клиентов логистика увеличивается примерно на 1000 км на каждый рейс.
Или другая деталь. Континентальный шельф не входит в состав территории Российской Федерации. В связи с этим любое перемещение лиц и грузов на нефтегазопромысловое сооружение, расположенное за пределами 12 морских миль на шельфе, является пересечением государственной границы и требует соблюдения процедур пограничного и таможенного контроля. Оценочно, эксплуатация некоторых морских нефтегазопромыслов в период добычи может потребовать двух и более вылетов воздушных судов в день и ежедневного подхода судов снабжения. Если не внести соответствующих изменений в законодательство, например по аналогии с рыбопромысловыми судами, то необходимость соблюдения установленных процедур повлечет дополнительные затраты не только частных инвесторов, но и федерального бюджета на обустройство и функционирование пунктов пропуска. К этому можно прибавить отсутствие порядка государственной регистрации сооружений, расположенных на континентальном шельфе, что может на практике привести к трудностям привлечения заемного финансирования под их залог. И таких проблем множество.
Но это, если можно так выразиться, только верхушка айсберга. Главным препятствием для принятия инвестиционных решений по реализации проектов освоения шельфовых месторождений остается существующая система налогов и таможенных платежей.
Попытки изменить ситуацию предпринимаются не первый год. Нерешенные своевременно проблемы приводят к отложенному эффекту. Так, в том числе и по причине отсутствия льгот по налогам и таможенным пошлинам уже несколько раз откладывались сроки принятия окончательного инвестиционного решения по Штокмановскому проекту. Насколько нам также известно, затруднено финансово-экономическое обоснование разработки лицензионных участков Восточно-Приновоземельские -1, -2, -3 в Карском море ввиду их отрицательной рентабельности в условиях действующей налоговой системы. Рентабельность освоения Приразломного месторождения, старт добычи углеводородов на котором запланирован на апрель—май следующего года, также в несколько раз ниже показателей разработки аналогичных месторождений суши.
Очевидно, что необходимость решения остро стоящих вопросов находит понимание на государственном уровне, и в связи с этим с середины текущего года мы наблюдаем некоторое оживление законотворческой деятельности в области регулирования шельфа.
В июле в Госдуме на рассмотрении оказались два законопроекта по вопросам шельфа, где в том числе предлагается ряд налоговых нововведений, включая предоставление льгот по налогу на имущество, однако в текущей редакции предлагается их установление только в отношении морских месторождений газа.
К мерам, направленным на нормализацию налогового режима для шельфовых проектов, можно отнести также июльские изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие в числе прочего специальный порядок определения места оказания услуг (работ) для целей НДС в отношении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Данный порядок фактически уравнял условия возмещения НДС для нефтегазовых проектов на суше и на шельфе. Вместе с тем, по нашим оценкам, перечень таких операций не является исчерпывающим и требует дальнейшего расширения. Например, действующий порядок исчисления НДС предполагает, что предоставление на шельфе в аренду нефтегазопромысловых сооружений — объектов недвижимого имущества не подлежит обложению НДС, а весь входящий НДС, уплачиваемый при строительстве таких объектов, увеличивает затраты по их созданию.
Следует отметить и введенную с 1 октября текущего года систему таможенно-тарифного регулирования «60-66». Однако, как показывают наши расчеты, она не оказывает значительного эффекта на увеличение показателей внутренней нормы рентабельности шельфовых проектов. Таким образом, «точечный» подход к изменению правового регулирования и системы налогообложения, по нашему мнению, не сможет существенно улучшить инвестиционный климат для шельфовых проектов.
Виталий Иваненко, партнер BDO в России
|